Интроверт в мире экстравертов

Чтобы понять, каково интроверту в мире экстравертов, представьте себе экстраверта, яркого, активного, общительного, который ни минуты не может усидеть на месте. И вот его поместили, скажем, в буддийский монастырь лет этак на двадцать. Все монахи в этом монастыре вполне вписываются в спокойный, размеренный, однообразный и молчаливый ритм. И при каждом удобном случае они дают понять нашему экстраверту, что с ним что-то не так, т.к. он не получает удовольствия от такой жизни, как все они. Пресекается каждая попытка проявить активность, общительность, сделать или организовать что-то интересное и полезное с точки зрения нашего героя, и каждый раз настоятель терпеливо объясняет, что так поступать неправильно, так никогда не достигнуть счастья/спасения/просветления.

Представили? И какой, по-вашему, будет жизнь такого экстраверта? Да, думаю, это будет пытка. Именно так зачастую чувствует себя интроверт в мире экстравертов. Ведь успешный человек должен получить хорошее образование, сделать карьеру, иметь супруга, а также желательно двоих или троих детей (а их нужно кормить, одевать, развлекать, развивать), купить квартиру (себе и детям), машину (себе и детям), иметь дома хороший ремонт, вести на должном уровне домашнее хозяйство и т.д., и т.п. Столько дел, столько хлопот. Хотя отдыхать тоже нужно. Нечего валяться на диване, сходите на дискотеку, на концерт, пообщайтесь с друзьями, посетите разные мероприятия, займитесь спортом, подключите детей. Дружно, весело, все вместе. Напомню, что от такого «отдыха» интроверт устает еще больше.

Чтобы соответствовать всему этому первую половину жизни приходится вертеться как волчок, да и во второй половине тоже особо расслабляться не приходится. Вести легально интровертный образ жизни можно, наверное, только на пенсии. А до этого приходится либо страдать, либо искать лазейки и обходные пути, попутно отбиваясь от непрошеных советчиков-экстравертов.

Я не претендую на истинность в последней инстанции, просто делюсь своим опытом. Я двадцать лет пыталась вести «нормальную», как я тогда считала, жизнь. Это было очень трудно, это была каторга. И ведь я не просто пыталась. Используя свою интровертную способность глубоко погружаться в тему, я изучала психологию и работу мозга, наблюдала за собой, думала и анализировала, проверяла теорию за теорией, методику за методикой. Несмотря на все мои усилия, все это благополучно увенчалось тревожным расстройством вперемешку с депрессией. На то, чтобы выйти из этого состояния, понадобилось несколько лет.

Думаю, решением для такого вот замученного интроверта является дауншифтинг. Мне не очень близка идея переехать в деревню и жить натуральным хозяйством, или же отправиться на Гоа, но сама суть дауншифтинга, как отказ от «крысиных бегов» в пользу простых и естественных внутренних ценностей, даже если это и повлечет снижение материального уровня – для меня очень привлекательна.

Есть много примеров дауншифтинга, успешных и не очень. Думаю, проблемы этого движения в целом связаны прежде всего с тем, что многие люди цепляются за внешнее, упуская суть. Бегут от чего-то, а не ищут что-то. К тому же есть разница, между интровертом, которому действительно такая жизнь по душе, и уставшим или ленивым экстравертом, который скрывается от проблем или даже от закона. Совсем не обязательно ехать за тридевять земель, чтобы вести спокойную, простую и гармоничную жизнь. Достаточно изменить внутренний вектор, научиться обходиться малым и радоваться простым вещам – и желаемые изменения в жизни случатся с вами там, где вы есть.

Я получаю огромное наслаждение от природы, но не чувствую необходимости переезжать в деревню. Я люблю город, в котором родилась и выросла, здесь много тихих улочек и зеленых двориков, много парков и скверов, сейчас я живу рядом с озером, главное — знать места и правильно выбирать время (утро буднего дня, например).

Расскажу про мой собственный вариант дауншифтинга. Я отказалась от высокооплачиваемой, но напряженной работы программиста. На самом деле это не было взвешенное, обдуманное решение, это было скорее: «Я больше не могу!» Вскоре мне предложили работу в немного другой сфере, и я с радостью за нее ухватилась. Работа по 4-дневному циклу: день – 12 часов, потом в ночь – 12 часов, а потом два дня выходных. Хотя количество рабочих часов такое же, как и при пятидневной рабочей неделе, но распределены они иначе, и субъективно становится намного больше свободного времени. Кроме того, я часто бываю дома в будние дни, когда муж на работе, а дочь в садике. Могу побыть в одиночестве, могу сделать какие-то дела в городе без давки и столпотворения. Работа, с одной стороны достаточно интеллектуальная, т.к. связана с обслуживанием техники, но с другой стороны не очень напряженная, есть заявки – есть работа, нет – сижу, книжку читаю. В коллективе большинство интровертов, и хотя все они разные, и не всегда есть пересечение интересов и взглядов, но все равно найти общий язык с ними легче. Предприятие большое, если смена выпадает в будний день, приходиться побегать по заявкам и терпеть толпу народа, зато ночью и в выходные – людей немного, тишина, благодать.

Да, зарплата существенно меньше, чем была у меня раньше, но оно определенно того стоит. Раньше я приходила домой и падала, все время на пределе сил, все время с ужасом ждала понедельника, теперь я просто живу, рабочий день по ощущениям мало отличается от выходного. Я научилась обходиться малым и поняла, что не так уж и много мне надо для счастья. Да, бывают ситуации, когда нехватка денег беспокоит, но, во-первых, если подумать и поискать, почти всегда можно найти вариант, как удовлетворить потребность, которая за этим стоит, а во-вторых, все это с лихвой компенсируется тем, что у меня теперь есть время и энергия на внутреннее развитие, есть возможность часто бывать одной, больше внимания уделять ребенку, вести спокойный, размеренный образ жизни, наслаждаясь теми маленькими радостями, которые дарит мне каждый новый день.

Кроме того, есть смысл снизить планку и в других сферах жизни. Зачем иметь много детей? Достаточно и одного. Зачем делать шикарный ремонт? Можно и попроще. Зачем готовить каждый раз обед из трех блюд и надраивать шкафчики до блеска? Можно вести домашнее хозяйство по-минимуму. Никто от этого не умрет. Проверено.

Счастье, оно ведь идет изнутри и не зависит напрямую от обстоятельств. Оно зависит от нашего отношения к этим обстоятельствам, от нашего восприятия. Так зачем ходить вокруг да около, пытаясь улучшить свою жизнь с помощью внешних изменений и достижений, когда можно обратиться напрямую к источнику радости, безмятежности и гармонии, который находится внутри нас самих.

Интроверт в мире экстравертов: 2 комментария

  1. Какая же всё таки это соблазнительная мысль — выпрыгнуть из колеса вечной беготни и просто быть, отдаться потоку жизни. Нам и правда для жизни нужно мало, сейчас всё больше набирают обороты различные движения, которые выступают прости супер потребительства. И их можно понять. Но отказ от погони за внешними вещами одновременно пугает и расстраивает. Ведь я столько лет верила, что это важно и нужно и что там моё счастье. Но вообще даже работая на напряжённой работе и имея тысячу и одно дело, выдаются моменты тишины, моменты когда «можно» расслабиться. То выдастся проект попроще, то дополнительный выходной появится. Так что думаю в любой ситуации можно попробовать не бежать, не менять ничего, а просто побыть. Вроде мне пока удаётся справиться с моей напряжённой работой и кучей дел и не терять себя.

    Нравится

    1. Рада, что у тебя получается. Конечно, у каждого человека свой путь, каждому подходит что-то свое. Важно это найти. Кроме того, даже один и тот же человек со временем меняется, поэтому если сейчас мне соответствует описанный вариант, это не значит, что так будет всегда.

      Нравится

Оставьте комментарий